Михаил Богин:
ВИКТОРИЯ
Мне довелось работать с Викой Фёдоровой дважды: это были фильмы «Двое» и «О любви». Когда мы снимали «Двое», Виктории было 18 лет. Партнёром её был студент Щукинского училища Валентин Смирнитский.
В фильме «Двое» Виктория cыграла роль глухонемой девушки, которая отказалась смириться с обстоятельствами своего физического несовершенства. Её характер стремился вырваться из замкнутого круга, который очертила вокруг неё судьба. Гордая, необычайно красивая, элегантная, с прямой спиной, она постоянно бросала жизни вызов, делая то, что, казалось, было недостижимым для неслышащего человека: училась в цирковом училище, делала там танцевальный номер под музыку, а если горячо полюбила, то музыканта, студента консерватории.
И при этом никаких заискивающих знаков благодарности в его адрес, что вот он, из мира гармонии и недоступных и неизвестных ей звуков, полюбил её, неслышащую, неполноценную. Она была насторожена, но хранила про себя свою боль и держалась с большим достоинством, духовно более взрослая, нежели он, ибо, как говорят в народе, «горе старит». Однажды спросила его, - письменно, - пытаясь постигнуть его мир: «А на что похожа Ваша музыка?» И потом добавила: «Вы любите Бетховена? Он был глухой».
Это была история о том, как двое любящих людей находят путь друг к другу, преодолевая стену, воздвигнутую между ними трагическими жизненными обстоятельствами .
В ту пору Виктория по молодости лет ещё не училась актерскому искусству, но уже была удивительно талантливой, тонкой, увлекающейся ролью актрисой, умела жить в образе – видимо, сказались гены мамы, всеми любимой тогда киноартистки Зои Фёдоровой. К тому же, она была предельно профессиональна. Ей можно было без опаски показывать отснятый материал, что очень часто травмирует актёров, так как объективная фиксация актёра или актрисы камерой часто не совпадает с романтизированными представлениями человека о своей внешности. Глядя на экран, Виктория говорила о себе в третьем лице: «Вот здесь она ничего, а тут надо бы поправить». Весьма редкое качество, которое нарабатывается опытом, а было ей в ту пору, как я уже сказал, 18 лет.
Минуя слово, Виктория сумела сказать о своей героине очень многое.
В следующей совместной работе с Викторией Фёдоровой я встретился через семь лет. Это был фильм «О любви». Вика закончила уже актёрский факультет ВГИКа, поработала с интересными режиссёрами, появился опыт, но по большому счету, с моей точки зрения, лучшей актрисой она не стала, ибо с самого начала умела всё.
На этот раз ей предстояло сыграть роль незаурядной молодой женщины, скульптора-реставратора, которая имела свои представления о жизни и жила по ним. Это было трудно, мучительно, но жить удобно, отказавшись от своих принципов, она не могла. И выйти замуж не по любви она не могла тоже, тихо, скрытно любя другого, женатого (его играл Олег Янковский).
Фильм снимался в Екатерининском дворце под Ленинградом (было это в 1971 году), когда во дворце, практически уничтоженном войной, всё ещё велись реставрационные работы. Вика вписалась в реальную артель неважно оплачиваемых реставраторов (прежде принятое слово «коллектив» не подходит). Её героине предстояло проработать во дворце не одно десятилетие, потому что многие залы всё ещё лежали в руинах, прежних чертежей не осталось и нужно было продвигаться осторожно, неторопливо, «на ощупь» возвращая залы к их былому сияющему великолепию.
Одухотворённая красота Виктории была под стать красоте Екатерининского дворца, его парков, улицам неповторимого города, где разыгрывалась незаметная трагедия её чувства.
Потом я видел Викторию Фёдорову в американском фильме «Target» («Мишень»), где она играла с одним из самых замечательных американских актёров Джином Хэкманом. Играла она хорошо, эмоционально. Он был более сдержан. Здесь столкнулись две актёрских культуры, и Виктория выглядела «на равных».
Вот и девушка с необычной внешностью и ярким талантом, с которой я снимал свой первый фильм-диплом, отмечает круглую дату. Я хочу пожелать ей здоровья, счастья, душевного покоя и радости созидания!
http://www.tvkultura.ru/