Отправлено: 28.11.09 12:08. Заголовок: Жозефина Беккер - Черная Венера французского Сопротивления
Не очень давно смотрела по культуре фильм про королеву чарльстона Жозефину Беккер, заинтересовалась - всё хотела поискать в сети, наконец сделала это. Впечатляющие кадры на ютубе нашлис
Антифашистский мотив №1(18) Из истории Сопротивления Черная Венера французского Сопротивления
Возможно, многие удивятся, увидев имя Жозефин Бэкер в рубрике “История Сопротивления”. Между тем без преувеличения можно сказать, что вся ее жизнь стала редким примером Сопротивления, причем именно с большой буквы. Участие в 1940–1944 годах во французском Сопротивлении — не яркая вспышка героизма, а логическая деталь всей ее удивительной биографии.
“Жозефин Бэкер?— скажут одни. — Та самая „Черная Венера“, что плясала нагая на сценах парижских кабаре? Жозефин Бэкер? Та самая, что своей шокирующе неприкрытой сексуальностью кружила головы Эрнсту Хемингуэю, Пабло Пикассо и многим, многим другим?” Может, кое-кто вспомнит и то, что за свою жизнь она была замужем шесть раз, причем один из ее мужей дрался из-за нее на дуэли с венгерским кавалеристом, а один отвергнутый поклонник покончил с собой у ее ног… Некоторые вспомнят о двенадцати усыновленных сиротах разных национальностей, семье Бэкер, названной ею “Племенем Радуги”.
Выступление на встрече Международной Лиги против антисемитизма
Многие из этих сплетен получили широкую известность. Куда менее известно, что за редкой красотой и шокирующем поведением знаменитой певицы и танцовщицы, удерживавшей французскую сцену 50 лет, скрывалось незаурядное гражданское мужество, непримиримая душа человека, всю свою жизнь боровшегося с расовой нетерпимостью и любыми другими формами дискриминации.
Фреда Жозефин Мак-Дональд, которой предстояло стать первой черной артисткой, завоевавшей мировую популярность и диктовавшей свои условия знаменитейшим залам Европы и Америки, родилась в 1906 году в городе Сент-Луис штата Миссури (США), в труднопредставимой бедности негритянского квартала начала века. Ее родители, прачка Кэрри Мак-Дональд и барабанщик Эдди Карсон, не были женаты. Мать, не в силах поддерживать себя и четырех детей, отдала девочку прислугой в дом белых господ. Скрытый текст
Жозефине было тогда 8 лет. Расизм, от которого некуда было скрыться, четкое и непреодолимое деление мира на черных и белых, вызывали, по воспоминанием артистки, ее решительный и вполне осознанный протест с малых лет. В 12 лет она стала свидетельницей страшного Сент-Луисского погрома, унесшего жизни множества чернокожих обитателей города; десятки домов были сожжены.
Рано проявившийся музыкальный талант дал ей новую форму заработка, она стала петь и танцевать на улицах Сент-Луиса, хотя эти гроши не спасали от голода. Примерно в это время, лет в 13, она вышла замуж в первый раз, однако ненадолго, а в 15 лет вступила в брак с Вильямом Ховардом Бэкером, чье имя и носила до конца жизни. Однако и этот союз был недолгим; она покинула Сент-Луис с труппой бродячих артистов “Дикси Степперс”, унося с собой воспоминания о рано закончившемся невеселом детстве и ненависть к сегрегации.
Поворотным в ее судьбе стало участие в 1921 году в первом “черном” мюзикле Бродвея, в котором ей с трудом удалось получить клоунскую роль девочки-“тридцать три несчастья”. Причина первоначального отказа была сформулирована четко: слишком мелкая, слишком черная, слишком тощая. Значительный успех ее нелепой роли и расцветшая красота молодой девушки привели четырьмя годами позже к приглашению участвовать в Париже в шоу “La Revue Negre”.
С Францией связана вся ее дальнейшая судьба, именно там пришли к ней слава, признание, актерский и гражданский почет. Начав в “La Revue Negre” с немедленно завоевавшего у французов популярность “Танца дикаря”, в котором ее тело лишь слегка прикрывали ожерелья из перьев, и произведя фурор в “Folies bergere”, где она исполнила в 1925 году “Банановый танец” (на этот раз единственным одеянием стали связки бананов вокруг пояса), Жозефин Бэкер сразу определила свое уникальное место на французской сцене. В это же время она снялась в ряде немых фильмов, а в середине 30-х попробовала свои силы и в звуковом кино (наибольшую известность получил фильм “Принцесса Там-Там”). Однако за ошеломляющим успехом стояла постоянная, ежеминутная борьба — за право быть звездой и иметь при этом черную кожу, за то, чту петь, как танцевать, и главное — перед кем выступать и, при этом, кaк быть принятой.
Революционной, воистину новаторской для 20-х годов, была не только ее манера исполнения, ее, можно сказать, настойчивая нагота, впервые открывшая французской публике африканскую красоту и покорившая самые чопорные сердца. Именно Жозефин Бэкер подарила Франции и ввела в широкое употребление американские и африканские ритмы, новую для Европы африканскую пластику, новую манеру пения. Ее джаз был каким угодно, но только не традиционным! Как будто в отместку за кривлянье перед равнодушной публикой Сент-Луиса ее детства, Бэкер преступала все новые и новые границы, ломала все новые стереотипы… и каждый раз, после бурного, но недолгого сопротивления, публика встречала все на ура! Страсть и юмор, обличительный пафос и комедия уживались в ней и на сцене, и в личной жизни. Ее бесчисленные любовные похождения привлекали к себе столько же внимания, сколько и любимый леопард Чикита, которого она выгуливала на парижских улицах, и другие удивительные питомцы, составлявшие маленький зверинец.
Но с трудом завоеванный успех касался лишь Европы. Тщательно подготовленные американские гастроли 1936 года с очевидностью показали, насколько не готова была публика Штатов к появлению рафинированной “черной” звезды на “белой” сцене. Практически все рецензии “белых” изданий были негативными. Вернувшись во Францию, Жозефин Бэкер отказалась от американского подданства и в 1937 году стала гражданкой Франции.
Во время оккупации Франции нацистами множество стран с радостью приняли бы чернокожую беженку. Однако, несмотря на хорошо известные ей расовые законы Третьего рейха, Жозефин Бэкер осталась в стране, гражданством которой она гордилась. Она примкнула к французскому Сопротивлению и работала в нем с 1940 по 1944 год. Актриса добывала секретные сведения для “Армии Теней”, работала связной между отдельными группами партизан, ездила шофером на партизанской машине скорой помощи. За участие в ряде сложных операций она получила звание сержанта Французской армии и после войны была награждена медалью “За Сопротивление”, а в 1961 году — знаком Почетного Легиона.
После 1945 года Жозефина опять стала гастролировать, но несравнимо меньше, чем до войны: большую часть ее времени занимали гуманитарные проекты. Она помогала беженцам и переселенцам, устраивала школы.
Вскоре после войны Жозефин Бэкер снова отправилась в Америку. На этот раз ее восторженно встретило афро-американское сообщество, приветствовавшее ее огромный вклад в Движение за гражданские права (Civil Rights Movement). Во время своих турне по Америке Бэкер отказывалась выступать в клубах и останавливаться в гостиницах, практиковавших сегрегацию, то есть разделение на черных и белых (а таких мест в Америке начала 1950-х все еще было очень много). В 1951 году за свою антирасистскую деятельность она была выбрана Национальной ассоциацией продвижения цветных людей (NAАCP) “Самой выдающейся женщиной года”. В 1963 году певица участвовала в знаменитом Марше на Вашингтон под предводительством Мартина Лютера Кинга, и в том же году она дала гигантский концерт в Карнеги Холле в пользу Студенческого ненасильственного координационного комитета (SNCC) и Конгресса за расовое равенство (CORE).
После того как Жозефин Бэкер потеряла после неудачной беременности ребенка, выяснилось, что она никогда не сможет иметь своих детей. И тогда ей удалось в какой-то мере реализовать одну из своих утопий: она объединила в своей семье 12 детей-сирот разных кровей и национальностей, вырванных с ее помощью из сложнейших жизненных ситуаций. Десять сыновей и две дочери были приняты ею с 1954 по 1965 года в “Племя Радуги”, ставшее гордостью и смыслом ее жизни. Все это удивительное семейство поселилось в “Les Millandes”, французском зaмке Жозефин Бэкер, сразу ставшем легендой (и в наши дни он привлекает толпы туристов). В 1968 году она официально ушла со сцены, чтобы посвятить себя семье.
Племя Радуги" Оказалось, однако, что более чем солидное состояние быстро иссякло и поддерживать огромную семью на привычном ей уровне и без посторонней помощи Бэкер не может. Не последнюю роль в этом сыграли многочисленные и дорогостоящие благотворительные проекты, значитель-ная финансовая поддержка Движения за гражданские права и необыкновенная щедрость певицы. Да и двенадцать детей — это стоит немало! Сбережения быстро таяли, и в 1967 году за долги зaмок был забран. Вся семья осталась без крова. Скрытый текст
Прослышав о беде Жозефин Бэкер, принцесса Монако Грейс, большая почитательница ее таланта, подарила “Племени Радуги” маленькую виллу в своей стране. Это нисколько не было похоже на утраченную роскошь французского “шатo”, но это был выход, и Жозефин Бэкер переехала в Монако. Началась странная жизнь: всемирное признание сочеталось с настоящей бедностью. По слухам, потеряв дом и из милости получив виллу в Монако, неузнаваемая без грима “Черная Венера” просила на французских улицах подаяние для своих детей. Не очень правдоподобно? Конечно, но согласитесь, что в ее жизни вообще было мало правдоподобного…
Несмотря на всю выносливость и силу характера Жозефин Бэкер, у нее стало сдавать здоровье. Два инфаркта и инсульт остались почти не замеченными широкой публикой: настолько потрясающе она выглядела на сцене в ставших редкими выступлениях. 1973 год ознаменовался для Бэкер еще одним турне по Америке, и на этот раз ей не приходилось жаловаться на прием. Тем не менее снова часть публики отвернулась от нее, на этот раз… афро-американцы. Последовательный борец против любой формы расового или этнического разделения людей, чернокожая певица выступила с резкой критикой некоторых сепаратистских, на ее взгляд, установок Движения Черной силы (Black Power Movement), сильно разочаровав своих наиболее радикально настроенных поклонников.
Одной из ярчайших вспышек в последние годы творческой жизни Жозефин Бэкер стал в 1974 году летний бал ее благодетельницы, принцессы Монако Грейс, приглашение которой отклонить было невозможно. Это выступление произвело настоящую сенсацию. 68-летняя актриса представляла зрителям в блестящем остроумном шоу “Вечер с Жозефин” всю свою жизнь. Главная автобиографическая роль мюзикла стала лебединой песней предчувствовавшей близкий конец Жозефин Бэкер.
В апреле 1975 года в ознаменование 50-летия творческой жизни на французской сцене Бэкер подготовила гала-концерт в Париже, отмечавший и славный юбилей, и первое представление “Вечера с Жозефин” во Франции. Билеты на этот и все следующие спектакли были распроданы за несколько месяцев вперед, а за входными билетами тянулись километровые очереди. Такого ажиотажа Париж не видел давно! Открывавший плеяду вечеров гала-концерт прошел с сумасшедшим успехом. Вся пресса шумела о неувядающей красоте, энергии и таланте “истинной француженки”.
Грустный, но достойный конец Артиста: четыре дня спустя, утром 10 апреля, Жозефин Бэкер нашли в состоянии комы, наступившей от сильнейшего кровоизлияния в мозг. Она умерла через два дня, не приходя в сознание. 20 тысяч поклонников таланта, обаяния и гражданского мужества Жозефин Бэкер участвовали в прощании с певицей в Париже. Хоронили ее в Монако.
Бесстрашие и юмор, талант и редкая принципиальность “самой красивой женщины мира” (Эрнст Хемингуэй) с “улыбкой, заставляющей меркнуть все улыбки мира” (Пабло Пикассо), ее удивительная судьба до сих пор волнуют многих. Однако удивительный, почти сказочный взлет, ослепительный успех и “огни рампы” порой заслоняют каждодневную упорную борьбу, которую вела Жозефин Бэкер. В начале — за собственное выживание и творческую реализацию, потом все более и более — за права людей, за мир без насилия, за помощь беженцам и обездоленным всех кровей, наконец, просто за человеческое достоинство.
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет