On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Внимание! Новый адрес форума UltraFiolet - http://ultrafiolet.forum2x2.ru/



АвторСообщение
Chandra
администратор




Сообщение: 2453
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.08 12:31. Заголовок: Анна Ахматова


Ах, Анна Ахматова! нет пределов моему поклонению..



ЛЮБОВЬ

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.


Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

24 ноября 1911, Царское Село



Ольге Глебовой-Судейкиной


Пророчишь, горькая, и руки уронила,
Прилипла прядь волос к бескровному челу,
И улыбаешься - о, не одну пчелу
Румяная улыбка соблазнила
И бабочку смутила не одну.

Как лунные глаза светлы, и напряженно
Далеко видящий остановился взор.
То мертвому ли сладостный укор,
Или живым прощаешь благосклонно
Твое изнеможенье и позор?

1921



Поэма без героя


Второе посвящение
О. С.
Ты ли, Путаница-Психея,
Черно-белым веером вея,
Наклоняешься надо мной,
Хочешь мне сказать по секрету,
Что уже миновала Лету
И иною дышишь весной.
Не диктуй мне, сама я слышу:
Теплый ливень уперся в крышу,
Шепоточек слышу в плюще.
Кто-то маленький жить собрался,
Зеленел, пушился, старался
Завтра в новом блеснуть плаще.
Сплю - она одна надо мною.
Ту, что люди зовут весною,
Одиночеством я зову.
Сплю - мне снится молодость наша,
Та, его миновавшая чаша;
Я ее по тебе наяву,
Если хочешь, отдам на память,
Словно в глине черное пламя
Иль подснежник в могильном рву.
25 мая 1945
Фонтанный Дом



* * *

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: "Довольно!"

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

<1912>



* * *

Но я предупреждаю вас,
Что я живу в последний раз.

Ни ласточкой, ни кленом,
Ни тростником и ни звездой,
Ни родниковою водой,
Ни колокольным звоном —
Не буду я людей смущать
И сны чужие навещать
Неутоленным стоном.

1940



НАДПИСЬ НА НЕОКОНЧЕННОМ ПОРТРЕТЕ

О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.

Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.

Он так хотел, он так велел
Словами мертвыми и злыми.
Мой рот тревожно заалел,
И щеки стали снеговыми.

И нет греха в его вине,
Ушел, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.



КЛЕВЕТА

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я, -
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

1922



* * *
Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно — веселье и оно — страданье.

Мне кажется, что тот, кто близко взглянет
В мои глаза, его увидит сразу.
Печальней и задумчивее станет
Внимающего скорбному рассказу.

Я ведаю, что боги превращали
Людей в предметы, не убив сознанья,
Чтоб вечно жили дивные печали.
Ты превращен в мое воспоминанье.

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 25 [только новые]


Chandra
администратор




Сообщение: 2454
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.08 12:32. Заголовок: Судейкина


На втором и третьмье снимке - Ольга Глебова-Судейкина. "Коломбина десятых годов", как написала о ней Ахматова.
Очень она меня интересует. Кое-что нашла, поделюсь.

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2455
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.08 12:54. Заголовок: Ольга Афанасьевна Глебова - Судейкина.


Ольга Афанасьевна Глебова - Судейкина. Уникальная, знаковая фигура Серебряного века, близкая подруга Ахматовой, человек редчайших дарований: актриса театра Веры Комиссаржевской, поэтесса – переводчик, декламатор, балерина, художник по фарфору, скульптор, и, наконец, Женщина, которую - любили. Просто – любили. Истово, безумно, самозабвенно. И - стремительно покидали, чтобы уже никогда не вспоминать..



Все в жизни ее, судьбе - как в пьесах десятых годов, где она часто играла «по – птичьи» блестящие и яркие роли: Путаницы, Психеи – воздушной, обаятельной, обманчивой, чуточку грустной, уводящей в мечтательные дали голосом – свирелью, от которого тоненько, «серебряно» позвякивали люстры в зале.. Или же - Коломбины, танцующей, лукавой кокетки с длинным шарфом, летящим над сценой. Ее так и называли в кругу друзей – «Коломбина». Там, в другой, разрушенной жизни. Невозвратной. Ушедшей навечно. Почти мифической.

***
…Когда Ольгу Афанасьевну хоронили на парижском кладбище изгнанников Сент – Женевьев - Де Буа, стоял настоящий весенний день, с капелью, ярким, пронизывающим солнцем и порханием птиц в небе. Она безумно любила птиц. И сама была похожа на птицу – светловолосая женщина с огромными серыми глазами, легкой походкой балерины и пальцами исколотыми вышивальной иглой и испачканными красками и глиной, исхудавшими от недоедания.
Бессильно измученная одиночеством, нищетой, болезнями и бесконечной печалью разлук с дорогими сердцу людьми она, в парижском, изгнанническом своем бытии, сохранила что то, почти невесомое, неуловимое от той, далеко ушедшей по тропе времени «кукольной феи», «европеянки нежной», (Ф, Соллогуб) «красавицы петербургских салонов и зим» (Г.Иванов), что по прежнему – чаровало в ней. В зябкой своей комнатке, уставленной и увешанной клетками с птицами, фарфоровыми сервизами и статуэтками, куклами и панно с бисерной вышивкой – аппликацией – творениями собственной, полуголодной фантазии, она читала для своего маленького круга друзей, который гордо назывался «Русским Парижским клубом» стихи, что когда то давно, «в эпоху Коломбины» писал и посвящал ей неугомонный шлейф поклонников.
Тамара Михайловна Персиц, издательница и меценатка, вспоминала позднее, что «останавливалась Оленька только тогда, когда видела, что все плачут».
Артистка, в отличие от слушателей, не плакала, но замолчав, уходила в себя, не шелохнувшись, сидела в полумраке комнаты, казалось - что то вспоминала. Или нет, не вспоминала, а будто - проживала вновь всю ту свою странную, яркую жизнь с шарфом Коломбины в руках. Ее начало

Всё здесь
***

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
AnnaLika
постоянный участник




Сообщение: 152
Настроение: солнечное
Зарегистрирован: 22.10.07
Откуда: France/Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.08 21:59. Заголовок: Ах, Анна Ахматова.....


Ах, Анна Ахматова...

В ранней юности у меня был период полного опьянения ее творчеством... Потом понадобилось несколько лет совсем не прикасаться к ее стихам, чтобы вернуть свежесть восприятия. И вот, кажется, сейчас - они открываются совсем по-другому. Ляля, как нельзя кстати появилась твоя тема !

Благодаря вот этим строкам, я слышу голос моей бабушки:

Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.

Спасибо: 0 
Профиль
AnnaLika
постоянный участник




Сообщение: 153
Настроение: солнечное
Зарегистрирован: 22.10.07
Откуда: France/Россия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.08 22:08. Заголовок: Мечтаю найти старую ..


Мечтаю найти старую детскую книжку с жёлтой обложкой (ах, какие там были иллюстрации !), в которой впервые прочитала вот это:

"Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.
Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит?"
1911

Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2473
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.08 22:20. Заголовок: AnnaLika пишет: ..


AnnaLika пишет:

 цитата:
"Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,


я недавно цитировала его здесь, на форуме
аукнулось в одной теме


Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2665
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.08 16:19. Заголовок: Вечерняя комната


Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе.
Жужжит пчела на белой хризантеме,
Так душно пахнет старое саше.

И комната, где окна слишком узки,
Хранит любовь и помнит старину,
А над кроватью надпись по-французски
Гласит: "Seigneur, ayez pitie de nous»*.

Ты сказки давней горестных заметок,
Душа моя, не тронь и не ищи...
Смотрю,блестящих севрских статуэток
Померкли глянцевитые плащи.

Последний луч, и желтый и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин,
И как во сне я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин.

* Господи, смилуйся над нами
(франц.).

1912



Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
inki
moderator




Сообщение: 504
Настроение: опять сиреневое
Зарегистрирован: 22.10.07
Откуда: Инксбург
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.08 12:05. Заголовок: Ляля и подборка и фо..


Ляля и подборка и фотографии..шикарные..
Она всегда так гордилась тем , что мистик
..что это очень заметно в её стихах..Многие из них похожи на молитвы какой-то неведомой, человеческой религии. Одновременно понятной и запредельной.
СПАСИБО



Правда, сказанная без любви - ненависть.

а ненависть, сказанная с любовью - правда?;-)
Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2667
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 09:25. Заголовок: У меня в молодости б..


У меня в молодости было очень сильоне впечатление, связанное с Ахматовой. Мы с моей любимой подругой институтской и её мужем поехали из Таллина на машине через Ленинград в Карелию и доехали-так до Кижей.
В Ленинграде мы встретились со своими однокурсниками( это было через год после окончания Академии художеств), один из которых был весьма взрослым человеком, старше нас лет на 20, получивший на нашем факультете уже второе или третье образование, потом стал учёным достаточно известным. Мы и остановились у него на два денька. И вот он устроил с двумя своими друзьями, ленинградскими архитекторами, мне и моим эстонцам экскурсию в Комарово.
Для меня это, конечно, msk праздник. Провели мы чудный день.
Могила Ахматовой произвела сильнейшее впечатление. Потому что памятник по тем временам показался таким необычным. нестандартным, так и доллжно было быть.



http://bezh.asobezh.ru/bezechane/izvestnji%20foto/ahmatova%203.jpg




Вот этот огромный чугунный крест.. и на одном конце перекладины там вычеканен месяц, а на другом конце - солнце. И ещё там сидел чугунный голубок на перекладине, но на современных фотках в сети я его не нашла.
И ещё - посмотрите в левый угол общей фотографии - перед входом на площадку. Там в земле углублениями была сделана надпись( в ней проросла трава и оан на земле выделялась зелёным):
ПРОСТИТЕ НАС.

Я конечно была потрясена.
ну и просто эта длинная дорога в Комарово ( "темнеет аллея приморского сада, желты до утра фонари..", воспетая в её стихах..

Я не могла понять только, почему эти взрослые мужики так упорно и долго искали среди дачных стареньких домиков её дом, с каким-то особым пристрастием... не нашли, тогда почему-то он не был выделен никак.

Потом мы провели вечер в гостях с музыкой, с другими своими однокурсниками. И ночью часа в два пошли пешком домой к нашему другу, через какой-то огромный пустырь.
А у меня всё не было чувство завершённости. я всё время чего-то ждала, хотя питерские встречи закончились и завтра утром мы уезжали на Волхов.
И вдруг среди этого пустынного пространства, под чёрным небом, в тишине наш друг стал рассказывать неторопливо и тихо, как в молодости, ещё до службы в армии, он жил на соседней с ней даче, как он приходил в ней и видел там же молодого Бродского. Рассказывал, какая она была, про её серибристо- голубое платье, про полноту , ещё про что-то.. скажу только, что я испытала такой эстаз и такой шок, что когда приехала домой и пыталась пересказать, оказалось, что я забыла почти всё. У меня просто сдвиг какой-то в мозгах произошёл от этих воспоминаний.
Добил он меня тем, что, повернувшись ко мне, вдруг сказал:
Она была как вы - никогда не загорала.

Так завершился день, посвящённый Ахматовой, и именно этого я ждала в своих предчувствиях. Не забуду никогда.

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2668
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 09:33. Заголовок: дом Ахматовой в Комарово




а теперь я нашла в сети домик, который так нам и не показался во время наших блужданий в Комарове.
И скажу ещё, что для моих эстонских друзей, хотя они весьма интеллектуальные люди, и мало того- подруга моя большой теперь человек, директор музея эстонской архитектуры, - этот рассказ был просто разговором по пути домой. Они даже не могли осознать ценности этого события.
Я иногда думаю - если бы Степанов так не раскрылся вдруг, а он весьма сдержанный, погружённый в себя человек был, я бы никогда не испытала этих волнующих чувств..

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
inki
moderator




Сообщение: 507
Настроение: опять сиреневое
Зарегистрирован: 22.10.07
Откуда: Инксбург
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 15:02. Заголовок: Ляля........я читаю ..


Ляля........я читаю и у меня мурахи по всему телу.....Ты так потрясно передала свое состояние!!!!!!!!Просто вау.....О, до сих пор морозит. И правда , памятник очень неординарный...... И красота кругом.....Теперь я понимаю, почему мне плохо пишется..Мегаполис фигов. Что можно отобразить кроме внутреннего раздрая когда перед тобой асфальт, трасса и каменные мешки....
Плачу.....хочу в лес....

Правда, сказанная без любви - ненависть.

а ненависть, сказанная с любовью - правда?;-)
Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2674
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 15:53. Заголовок: У меня до сих пор му..


У меня до сих пор мурахи при воспоминании.

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Alex
администратор




Сообщение: 1973
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 00:02. Заголовок: Да что такое? Или ..


Да что такое?

Или я в таком настроении или что.. Ини присоединяюсь.Давай вместе поплачем....

Таковы мои твердые принципы.
Если они вам не нравятся, у меня в запасе есть другие.
Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2694
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 11:10. Заголовок: Петербургские сны Анны Ахматовой


Петербургские сны Анны Ахматовой

Из журнала "Наше наследие"

Печатая «реконструкцию замысла» А.А.Ахматовой, осуществленную доктором филологических наук С.А.Коваленко, редакция отчетливо сознает, что предлагаемая работа не может рассматриваться иначе, как текстологический опыт публикатора. Контаминация различных слоев текста «Поэмы без героя» в данной публикации на наш взгляд может быть оправдана тезисом, сформулированным Д.С.Лихачевым: «Смысл печатания черновика не в том, что он дает законченный текст, а в том, что он дает читателю представление о творческом процессе» (Лихачев Д.С. Текстология : Краткий очерк. М.; Л., 1964. С.89). Более чем для какого-либо другого поэтического произведения XX века это положение справедливо для «Поэмы без героя» с ее сложнейшей многолетней творческой историей.



Реконструкция замысла Анны Ахматовой по созданию театральной версии «Поэмы без героя» проведена на основании ранее не публиковавшегося списка поэмы (ОР РНБ. Ф.1073. Ед.хр.200), рабочих тетрадей поэта (РГАЛИ. Ф.13), черновых автографов (ОР РНБ. Ф.1073) и материалов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. При подготовке к печати в журнале «Наше наследие» Первой части поэмы (в полном виде театральная версия Триптиха готовится к изданию в петербургском издательстве «Росток» в 2003 году) опущены Посвящения и Вступление, обращенные ко всему тексту поэмы. Сведения о них по необходимости приводятся в комментариях.

Фрагменты прозы, театральные картины, «кинокадры», написанные Ахматовой для ее трагического балета и оставшиеся в беловых и черновых автографах, внесены в публикуемый текст согласно прямым или косвенным авторским указаниям, сохранившимся в рабочих тетрадях и разновременных маргиналиях. Все случаи контаминации текста отражены в комментариях. В публикуемом тексте сохранено авторское расположение строф и строк, курсивы, переводы иностранных текстов и примечания, обозначенные поэтом знаками: +, —) и =). Орфография и пунктуация Ахматовой в тех случаях, когда они являются признаком авторского стиля и не входят в противоречие с современными языковыми нормами, сохраняются. Зачеркнутые слова помещены в квадратные скобки, недописанные части слов — в фигурные. Переводы иностранных текстов, сделанные публикатором, оговариваются.

Спорные текстологические случаи разрешены путем сравнительного изучения списка из собрания В.Я.Виленкина и списка, принадлежавшего Н.И.Харджиеву.

Поэма без героя1

[more]
Т р и п т и х



Deus conservat omnia

(Бог сохраняет все)

Девиз в гербе на воротах дома, в котором я жила, когда начала писать поэму.



Предисловие к балету Триптих



Ангел поклялся Живущим, что времени больше не будет.

Апокалипсис2



Сегодня ночью я увидела или услышала во сне мою поэму как трагический балет (это уже второй раз, первый раз так было в 1946 г.). Сон этот подсказан стихами «Решки»:

А во сне все казалось, что это

Я пишу для (xxx) либретто

И отбоя от музыки нет...3

Будем надеяться, что это ее последнее возвращение, когда она вновь явится, меня уже не будет...

Но мне все же хочется отметить это событие, хотя в одном списке, что я и делаю сейчас. Я помню все: и декорацию, и костюмы, и большие Лондонские (как в Пушкинском Доме4) часы (справа) с серебряным звоном, которые били в Новогоднюю полночь.

О. танцевала «La dance russe revee par Debussy»+5 , как сказал о ней в 1913 К.Вл.6, потом какой-то танец в шубке, с большой муфтой, как на картине С.Судейкина в «Русском Музее» в костюме Путаницы7, руководила трагической кадрилью («вижу танец придворных костей»8), безумствовала «Козлоногой»9, «Коломбиной 10-х годов» и, конечно, со своими вечными партнерами демоническим Арлекином10 и дежурным Пьеро11 (мнимое благополучие)12.

Потом сбросила все и оказалась Психеей13 с нелетными крылышками и в густом теплом желтом сиянии [Победа жизни].

Мятели затеяли новогодний бал на Марсовом Поле. Кучера плясали, как в «Петрушке» Стравинского14.

Анна Павлова (Лебедь)15 летела над Мариинской сценой (последний танец Нижинского)16. Голуби ворковали в середине Гостиного Двора. Перед угловыми иконами в золотых окладах жарко горели неугасимые лампадки.

Блок ждал Командора17. Гвардейцы под ружьем на льду Невы. Бил барабан.

Кавалерия шла лавой по Невскому (25 февраля 1917 г.)18. Немцы бомбили мосты. VII симфония19 Шостаковича «возвращалась в родной эфир» и «Гость из Будущего»20 уже мелькнул в глубине зеркал—)21.

Тот кто «хром и любезен»22 с черепом вместо лица и светляками вместо глаз проваливался с Драгуном в люк. Отчаяние в музыке. Смятение в публике.

Приснится же.

Автор музыки, которая никогда не была написана, и тем не менее «все время» звучала так, что мне о ней говорили самые разные слушатели и читатели, еще не зная об ее существовании23.



7 июня 1958, Красная Конница. Ночь.


Ч а с т ь п е р в а я


Тысяча девятьсот тринадцатый год



Петербургская повесть



Di rider finirai

Pria dell’ aurora

Don Giovanni24



Г л а в а п е р в а я



In my hot youth when —

George the Third was Кing.

Byron. Don Giovanni+25



Новогодний праздник длится пышно.

Влажны стебли новогодних роз.

«Четки»26



С Татьяной нам не ворожить...27



Старые часы, которые остановились 27 лет тому назад (31 декабря 1913 г.), пробив по ошибке 13 раз, без постороннего вмешательства снова пошли, пробив без четверти полночь (с видом оратора, который откашливается перед началом речи), и снова затикали, чтобы достойно встретить Новый (по их мнению, вероятно, 14-ый год)++28.

Витые, позеленевшие (как при auto da fe) от времени венчальные свечи в стеклянных подсвечниках сами загорелись подозрительно ярким пламенем, в темных углах комнаты тоже что-то не совсем благополучно, я уже не говорю о том, что музыкальная шкатулка (словно не выдержав долгого молчания) начала не то петь, не то бредить уж что-то совсем негожее. Пена высоко над бокалами стоит неподвижно.

В это мгновение автору не то послышалось, не то привиделось все, что за этим следует29:

Я зажгла заветные свечи,

Чтобы этот светился вечер,

И с тобой, ко мне не пришедшим,

Сорок первый встречаю год.

Но...

Господняя сила с нами!

В хрустале утонуло пламя,

«И вино, как отрава, жжет»—)30

Это всплески жесткой беседы,

Когда все воскресают бреды,

А часы все еще не бьют...

Нету меры моей тревоге,

Я сама, как тень, на пороге,

Стерегу последний уют.

И я слышу звонок протяжный,

И я чувствую холод влажный,

Каменею, стыну, горю...

И, как будто припомнив что-то,

Повернувшись вполоборота

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2695
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 11:16. Заголовок: продолжение статьи


39 + Долина Иосафата — предполагаемое место Страшного Суда.

40 Гость из Будущего, являясь одной из ключевых фигур поэмы, имеет ряд прототипов. Э.Г.Герштейн склонна видеть в нем В.Г.Гаршина, близкого друга Ахматовой в последние предвоенные годы, который, возвращаясь с работы, заходил к ней таким маршрутом (Герштейн Э. Мемуары. М., 1998. С.265–266). Герштейн связывает образ Гостя и с Б.В.Анрепом, относя к нему слова сигары синий дымок: «В реальной жизни он приехал в Петербург лишь в конце 1914-го и для “петербургской повести” Ахматовой “Девятьсот тринадцатый год”… тоже является “Гостем из Будущего”» (Там же). Сама Ахматова, не раз возражавшая против отождествления художественного образа с реальным лицом, тем не менее в трагедии «Энума элиш. Пролог, или Сон во сне» открыто идентифицирует образ Гостя из Будущего с реальным и в то же время мифологизированным ею Исаей Берлином. И.Берлин (1909–1907) — профессор Оксфордского университета, философ и филолог, в 1944–1945 гг. служил в Британском посольстве в Москве; приехав на несколько дней в город своего детства, был представлен Ахматовой В.Н.Орловым, который привел его в Фонтанный Дом через Аничков мост, «повернув налево с моста по Фонтанной». Гость из Будущего появляется во второй редакции поэмы в 1946 г. Две встречи с И.Берлином — в конце ноября 1945 г. и в канун Сочельника в январе 1946-го на многие годы определили судьбу Ахматовой как в бытовом, так и в бытийном плане. Она видела в их не санкционированном властями свидании причины Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» и нового ареста сына. Вместе с тем, знакомство с Берлином стало для Ахматовой как бы прорывом через «железный занавес» в мир Европы и Америки, куда судьба забросила ее близких, покинувших Россию в послереволюционные годы.

Многозначный образ «человека из будущего» имеет у Ахматовой и литературную родословную. См. ее «Новогоднюю балладу», когда впервые в дом лирической героини пришли умершие:

Но третий, не знавший ничего,

Когда он покинет свет,

Мыслям моим в ответ

Промолвил: «Мы выпить должны за того,

Кого еще с нами нет».

См. также во Второй части «Поэмы без героя» — И тогда из далекого века / Незнакомого человека / Пусть посмотрят дерзко глаза…

41 «Постоянным спутником нашей жизни» называла Ахматова человека без лица и названья, припоминая, что в Ташкенте, где она жила в первые годы войны, во время ее тяжелой болезни «этот человек сел рядом на стул и подробно рассказал о всех событиях 1946 года». Ср. у А.Блока: «Тень вторая — стройный латник / Иль невеста от венца? / Шлем и перья. Нет лица. / Неподвижность мертвеца.» (Блок А. Пляски смерти. Стих-ние 4. 7 февраля 1914). В записных книжках Ахматовой также содержится отсылка к суждению Н.Бердяева о людях «двоящихся мыслей» и о «двойничестве» как одной из примет жизни литературно-художественного Петербурга 1910-х гг.

42 По автографам РГАЛИ. Ф.13. РТ 103. Л.29 об.; РНБ. Ф.1073. Ед.хр.209; в автографе РГАЛИ рисунок Ахматовой, поясняющий текст.

43 Под вековым собеседником луны подразумевается Люцифер, как соучастник таинств творчества, в систему его знаков входят Луна и утренняя звезда Денница. В пользу этого определения говорит присутствие в одном из вариантов поэмы на новогоднем маскараде Аримана, духа растления и «престолонаследника» Люцифера.

44 Хаммураби (Хаммурапи) — в 1792–1750 гг. до н.э. царь Вавилонии, создал свод законов, памятник древневосточного рабовладельческого права. Ликург — афинский политический деятель (9-8 вв. до н.э.) создал политические институты Спарты. Солон (640/635–559) — афинский политический деятель и реформатор, мыслитель, один из первых аттических поэтов, отнесен к Семи греческим мудрецам.

45 Строфа внесена в публикуемый текст из списка «Поэмы без героя» 1965 г. (ОР РНБ. Ф.1073. Ед.хр.203). По-видимому, связана с памятью о Владимире Казимировиче Шилейко (1891–1930), втором муже Ахматовой. Знаток древних языков, Шилейко посвятил жизнь изучению, воссозданию и переводу на русский язык с оригинала (т.е. по копиям клинописных табличек и наскальных изображений) ассиро-вавилонского эпоса.

46 В рабочих тетрадях Ахматовой встречаются упоминания об английском поэте Р.Браунинге и его поэме «Dis aliter visum; or, Le Byron de nos jours» («Боги судили иначе, или Байрон наших дней»). В ХII–ХIII строфах поэмы поэт и его юная жена любуются синевой моря, песчаными отмелями, коврами цветов и трав. Внезапно его посещают мысли о бренности бытия, неминуемой дряхлости, подагре и покойном кресле.

Возможно, Ахматова видела некоторую аналогию супружеского союза Р.Браунинга с Элизабет Браунинг (урожд. Моултон; 1806–1861) своему с Гумилевым.

47 В Ковчеге Завета хранились скрижали или десятисловия, данные Богом и служившие Его Откровением. Взяв крепость Сион, царь Давид — поэт и музыкант, велел перенести Ковчег в Иерусалим, названный городом Давидовым. В пути он скакал и плясал (Цар. 11. 6). В Интермедии публикуемого текста обозначена сцена «Ковчег», не получившая, однако, развития.

48 Название поэмы Маяковского «Про это» введено как знаковое. Ахматова говорила, что ее и Маяковского сближает в поэзии тема трагической любви.
Скрытый текст


Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2696
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 11:17. Заголовок: продолжение статьи


75 Из стихотворения Вс.Князева «1 января 1913»: «За таинственный знак и улыбчатый рот / Поцелуйные руки и плечи...» // Князев Вс. Стихи. Посмертное издание. СПб., 1914.

Всеволод Гавриилович Князев (1891–1913) — поэт, один из прототипов корнета в «Поэме без героя», петербуржец, покончил жизнь самоубийством 29 марта 1913 г. в Риге, похоронен в Петербурге на Смоленском кладбище 8 апреля. Одним из поводов самоубийства корнета Князева (в действительности мл. унтер-офицера) явился его разлад с М.Кузминым и О.С.Глебовой-Судейкиной, хотя были и другие причины (см. Тименчик Р. Рижский эпизод в «Поэме без героя» Анны Ахматовой // Указ. изд. С.113-121). Автор воспоминаний об Ахматовой Л.Титов писал: «В апреле 1911г. Кузмин приезжал в Царское Село с Всеволодом Князевым. Гумилев сказал тогда о Князеве, что это самый красивый мужчина, которого он видел, и это было ровно за два года…» (Памяти Ахматовой. Стихи, письма, воспоминания. Париж., 1974. С.215). К годовщине смерти отец юноши выпустил книгу его стихов. В некоторых списках «Поэмы без героя» Вс.Князев обозначен как адресат Первого посвящения. В публикуемом нами Списке Ахматова дважды вписывала к Посвящению: «Вс.К.», «Всеволод Князев», но оба раза вычеркивала, давая понять, что образ убившего себя, а вернее, «убиенного» поэта шире и значительнее одного лица. Назвав его Гусарским корнетом Ахматова вводит образ в центральную мифологему поэмы «жизнь и смерть поэта». Ср. у Маяковского «Один уже такой попался — гусар» («Про это». Строки 1502-1503).
Скрытый текст


Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2697
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 11:25. Заголовок: Иллюстрации по теме статьи




Анна Ахматова. Силуэт работы Е.С.Кругликовой. 1910-е годы



К.А.Сомов. 1916 «Le Livre de la Marquise»



С.Ю.Судейкин. Портрет О.А.Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Д.Беляева. 1909 (1910?



С.Ю.Судейкин. Маскарад. 1911



В.И.Шухаев, А.Е.Яковлев. Арлекин и Пьеро. 1914



О.А.Глебова-Судейкина. Рисунок Ю.П.Анненкова. 1921



К.А.Сомов. Бал масок. 1935



Александр Блок. Силуэт работы Е.С.Кругликовой. 1910-е годы



Л.С.Бакст. «Снежная маска». 1907



Николай Гумилев. Силуэт работы Е.С.Кругликовой. 1910-е годы



Черновая рукопись Анны Ахматовой. РГАЛИ. Ф.13. РТ 106. Л.15



С.Ю.Судейкин. Зима. 1910



Н.П.Ульянов. Портрет Вс.Мейерхольда в костюме Пьеро. 1908



К.А.Сомов. Театр. 1908



Черновая рукопись Анны Ахматовой. РГАЛИ. Ф.13. РТ 106. Л.29 об., 30



Ю.П.Анненков. Портрет Анны Ахматовой. 1921







Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
inki
moderator




Сообщение: 628
Настроение: чтобы такого съесть..вечного
Зарегистрирован: 22.10.07
Откуда: которого нет
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.08 17:20. Заголовок: Ляля, красивая подбр..


Ляля, красивая подброка ..интересны ощущения, знаешь, как будто пылью времени прикрыто восприятие.
Слушай..странно, Блок, Гумилёв - силуэты..потрясно, тень - а характер так выпукло выступает, что можно понять даже больше, чем по фотографии!!
Плюс пиццот

Нет ничего вернее того, что кажется..
Пусть тебе только кажется..
Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2818
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.08 18:37. Заголовок: Да, это Кругликова. ..


Да, это Кругликова. Несравненная.

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Rina



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.08 12:23. Заголовок: С первого же прочтения и по сию пору меня волнует это стихотворение Ахматовой


С первого прочтения и по сию пору меня волнует это стихотворение Ахматовой:

Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово -
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.

Спасибо: 0 
Alex
администратор




Сообщение: 2067
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.08 20:15. Заголовок: Рина, здравствуйте!..


Рина, здравствуйте!
Вам большой привет от Ляли, она скоро вернется со своего загородного дома, где строит альпийскую горку.
Просила передать Вам привет, что я и делаю) Передаю!


Таковы мои твердые принципы.
Если они вам не нравятся, у меня в запасе есть другие.
Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 2894
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.08 20:58. Заголовок: радио оналайн


Вульф о Глебовой- Судейкиной

радио-онлайн, рассказ об Ольге Глебовой -Судейкиной

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 3639
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.09 23:00. Заголовок: День памяти Анны Ахм..


День памяти Анны Ахматовой отмечают сегодня в Санкт-Петербурге. В сорок третью годовщину со дня кончины поэтессы почитатели ее таланта совершили паломничество от Фонтанного дома, где находится ее музей-квартира, в пригородный поселок Комарово. Там Анна Андреевна любила отдыхать на даче Литфонда, там завещала себя похоронить.

Деятели культуры, сотрудники музеев, литераторы возложили цветы к могиле великой представительницы Серебряного века, которая, по словам петербургского писателя Якова Гордина, "смогла противостоять молоху тоталитаризма и остаться великим мастером слова, соединившим девятнадцатый век с двадцатым".

Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года. Вечером в петербургской квартире Ахматовой

состоится необычный спектакль. Народная артистка России Светлана Крючкова прочитает ахматовские строки, проходя по комнатам.

В июне этого года исполнится 120 лет со дня рождения Анны Ахматовой.

новости культуры

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Rina
постоянный участник




Сообщение: 300
Настроение: Стараюсь настраивать
Зарегистрирован: 27.08.08
Откуда: Германия, Вюрцбург
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.09 00:27. Заголовок: Мой новый ролик


Мне захотелось поместить его именно здесь.


Спасибо: 0 
Профиль
Chandra
администратор




Сообщение: 3668
Зарегистрирован: 21.10.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.09 21:35. Заголовок: :sm15: Регина, чёрт..


Регина, чёрт возьми! ты меня опередила! я собиралась сделать ролик с этими именно стихами в её исполнении! Только не с портретами, а с графикой начала века и это затянуло работу - надо подбирать, - долго.
Ну спасибо! Здорово!

Дух веет, где хочет Спасибо: 0 
Профиль
Rina
постоянный участник




Сообщение: 302
Настроение: Стараюсь настраивать
Зарегистрирован: 27.08.08
Откуда: Германия, Вюрцбург
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.09 21:49. Заголовок: А мне именно вдруг п..


А мне именно вдруг пришло в голову делать именно так - портреты поэта и его /ее голос, читающий собственные стихи. Правда, не все близкие поэты записаны, а если и записаны, то не всегда качественно. Есть прекрасные записи актерские, но это все таки другое. Сначала попробую так, а потом попробую с актерским чтением.
Но мне кажется, что с твоим умением выбирать иллюстарции у тебя может получиться классно.

Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




free counters