Отправлено: 11.01.08 17:36. Заголовок: Триумф Смерти в изобразительном искусстве
Поскольку на форуме появилась интересная работа , восходящая к иконографии Триумфа смерти и вызвавшая интерес к теме, есть смысл глянуть на великие творения прошлого. Triumphus Mortis или Триумф смерти - один из популярнейших сюжетов искусства Средних веков и Возрождения. Человеческий век в те времена был короток, чума и прочие болезни составляли основную опасность, ну и прочее, сами понимаете, - войны, общая антисанитария - многое давало повод изображать бушующую смерть, сметающую всё на своём пути.
Это картина Брейгеля.Вот здесь увеличенная версия, позволяющая рассмотреть скелеты и учиненную ими бойню. Хотя творчество Брейгеля относится к более светской культуре, чем тёмное средневековье, всё же его не могли не коснуться традиции Северного Возрождения, уходящие корнями в готику. Именно в северных европейских странах были очень сильны эсхатологические мотивы ( мотивы конца света), и именно там смерть стала изображаться в своём ужасающем виде. Любопытно, что наряду с темой триумфа смерти, порождающей монументальные полотна, появляется более камерный сюжет, на который я обратила внимание ещё в молодости, - "Пляска смерти". чудная была деревяшечка (то есть на доске написано. холстов ещё не было) в таллиннском музее, художник Бернд Нотке. Попробую разыскать.
Предлагаю всем любопытствующим поучаствовать в теме и понаблюдать за её воплощением в творчестве разных авторов.
Отправлено: 27.03.08 22:23. Заголовок: Искусство может быть..
Искусство может быть созидающим и разрушающим. Разрушающее создается и работает так: Из негатива, извращения, безнадеги, тоски, ненависти... делается стрела, наконечником которого является личная нестерпимая боль автора. Стрела разукрашивается ироническими штрихами и разного рода отвлекающими внимание ленточками и запускается прямо в подсознание зрителей, слушателей и читателей. Их подсознание мгновенно распознает опасность, но тут мелькает ленточка, сверкает иронический штрих и... подсознание отключается потому, что просыпается сознание, начиная смеяться или недоумевать: - Зачем здесь запятая, точка...!... И стрела беспрепятственно вонзается в самую душу. Гении зла и добра, создавая шедевры, понимают, что создают. Талантливые авторы зачастую лишь неосознанно проецируют на полотно свое внутреннее содержание.
Отправлено: 30.03.08 10:16. Заголовок: Роби, не все так од..
Роби, не все так однозначно. Кто сказал что Смерть это опасность? Это только начало. И правильное отношение к смерти способно вылечить душу, а не загубить.
Дима, ты заметил, что в этой картинке много углов? даже бабочки не круглые. Вот это сильное впечатление производит.
Отправлено: 30.03.08 18:25. Заголовок: Алекс, я о смерти не..
Алекс, я о смерти не говорил и не думал даже. Если затронуть эту тему, то мое мнение - ее вообще нет в реале, она существует только в человеческом восприятии.
Отправлено: 30.03.08 18:44. Заголовок: Robi пишет: то мое ..
Robi пишет:
цитата:
то мое мнение - ее вообще нет в реале, она существует только в человеческом восприятии.
очень интересный взгляд.. Даже не знаю, что подумать. не помню точно, вроде в тибетской Книге мёртвых говорилось, что переход в небытие очень мучителен для человека, что он слышит громкие звуки, терпит боль, - вспоминаю умирающую бабушку и как она просила убавить звук, хотя в квартире было тихо...Страдание было физическим. Боль материальна.
Отправлено: 30.03.08 20:16. Заголовок: Самыя тяжелые страда..
Самыя тяжелые страдания - психологические, самая сильная боль - душевная. В психиатрии есть диагноз «диссоциативное расстройство идентичности» - психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Вот один пример из клинической практики: При переходе от одной личности к другой у пациента исчезали трофические язвы - следствие сахарного диабета и появлялась раковая опухоль в головке поджелудочной железы. В результате наблюдений было установлена абсолютная связь проявляющейся личности с соответствующей только ей клиникой заболеваний. И еще один беспрецедентный в криминальной истории случай - маньяк, решивший убить 12-летнюю девочку, отрубил ей руки по самые плечи, чтобы она истекла кровью. Девочка представила себя фарфоровой куклой, у которой оторвались руки, и кровь остановилась. Девочка выбралась из леса и, пройдя несколько миль, сама пришла прямо в госпиталь. Так, что дух творит материю и все ее прекрасные и душераздирающие краски.
Ну наконец и Яцек Мальчевский, полский символист конца 19 века, ученик Яна Матейко, яркий представитель краковского художественного объединения "Молодая Польша" ( рубеж 19-20вв) Серия картин "Танатос"
Thanatos I 1898. Olej na płótnie. 124 x 74 cm. Muzeum Narodowe, Poznań.
Thanatos II 1898. Olej na płótnie. 124 x 74 cm. Muzeum Sztuki, Łódź.
Thanatos 1898-99. Olej na płótnie. 45 x 57,5 cm. Muzeum Narodowe, Warszawa.
Śmierć 1902. Olej na płótnie. 98 x 75 cm. Muzeum Narodowe, Warszawa.
Thanatos Ok. 1911. Olej na płótnie. 46 x 55 cm. Muzeum Narodowe, Poznań. Это автопортрет
Śmierć 1917. Olej na tekturze. 100 x 74 cm. Muzeum Sztuki, Łódź.
Thanatos 1919. Olej na płótnie. Muzeum Diecezjalne w Tarnowie.
Никаких вам скелетов!!! Вполне цветущая дама в теле!
Отправлено: 03.05.08 22:19. Заголовок: Ха, а вот ещё! понра..
Ха, а вот ещё! понравилась
"Time and Death their Thoughts Impart/On Works of Learning and of Art", from the 'English , что в буквальном переводе означает "Время и Смерть их Мысли Передают/На Работы Изучения и Искусства"" ну я не очень поняла,если честно
Отправлено: 13.05.08 09:24. Заголовок: Да уж... Сколько Сме..
Да уж... Сколько Смерти в изобразительном искусстве...
Ляля. вот эти леди в голубом... Что у нее на веревочке висит? Собачка? А дети на заднем плане? Странная аллегория.. Узнать бы мысль вложенную в картину...
Отправлено: 03.03.09 03:11. Заголовок: М. Мусоргский«Песни ..
М. Мусоргский«Песни и пляски смерти» - вокальный цикл, написанный на слова друга Мусоргского, молодого поэта Голенищева-Кутузова. Композитору были близки мрачные картины его поэзии, тягостные предчувствия, заключенные в ней . На текст того же поэта написан еще один вокальный цикл под характерным названием «Без солнца». В цикле четыре песни, в которых смерть предстает в разных обличьях. Д. Хворостовский - один из лучших исполнителей.
Отправлено: 16.11.09 19:37. Заголовок: Не знаю, в тему ли. ..
Не знаю, в тему ли. Ляля, убери если нет. Триумф смерти налицо, а вот насчет искусства...
Короткая прогулка по парижским катакомбам (комментарии по тексту из книги Надежды Иониной "100 великих некрополей" http://lib.rus.ec/b/144743/read)
"Вся юго-восточная часть Парижа расположена над древними каменоломнями, из которых со времен римского владычества брали строительный материал для сооружения домов и укреплений, возводившихся для защиты столицы от вражеских набегов. Значительную часть этих каменоломен в 18м веке было решено превратить в катакомбы, чтобы захоронить в них останки с упраздненных городских кладбищ"
Одна из галерей каменоломен – путь к катакомбам
Перед входом в "царство мертвых"
"В конце XVIII века по Франции прокатилось несколько эпидемий чумы, болезнь косила людей тысячами, особенно бедняков. И тогда Учредительное собрание, чтобы избежать новых вспышек эпидемии, в 1791 году издало указ, согласно которому все внутренние кладбища Парижа предназначались на снос в течение 10 лет. С этого времени погребать в церковных оградах запрещалось. В апреле 1796 года архиепископ Парижа торжественно освятил каменоломни, и с тех пор они уже официально стали называться катакомбами. Потом более года сюда свозили скорбный груз со всех кладбищ Парижа и опускали его в подземелья через так называемый черный колодец. В конце XIX века в катакомбы были перенесены останки еще с 30 парижских кладбищ. В бурные периоды французской истории сюда же сбрасывали жертв кровавых столкновений и трупы казненных. Здесь свое вечное упокоение нашли обезглавленные вожди Великой французской революции Ж.Ж. Дантон, М. Робеспьер и К. Демулен, а также великий ученый А.А. Лавуазье…"
"Катакомбы перерезаны многочисленными галереями и переходами, образующими настоящий лабиринт. И все стены этих бесконечных коридоров на высоту двух метров обложены человеческими костями. Многочисленные надписи обозначают те кладбища, с которых были перенесены останки, и те парижские улицы, где происходили народные столкновения, жертвы которых тоже погребены здесь"
Кости с кладбища Невинных - одного из самых старых в Париже
Здесь похоронены жертвы боя 10 августа 1793 года у шато де Тюильри
"Черепа ста поколений смотрят на посетителей своими пустыми глазницами, и мистический ужас охватывает людей, идущих в гробовом молчании вдоль стен, выложенных человеческими останками."
"Часто встречаются выложенные из костей кресты и каббалистические знаки. Темные тени носятся под неровным потолком, жмутся в его углах, а кругом — кости, ребра, черепа…"
Кто-то из фотографировавших вместе со мной включил красную подсветку, а у меня в кадре образовался необычный эффект
"Глухо и гулко раздаются шаги в бесконечно переплетающихся галереях и скудно освещенных залах, исхоженных миллионами ног. Местами пол в них мокрый из-за просачивающихся грунтовых вод, проходящих неподалеку. В одном месте катакомб находится так называемый «фонтан Самаритянки», который бьет здесь на глубине 15 метров ниже среднего уровня воды в Сене"
Вдвоем, вдвоем :) Этим снимкам уже почти год, никак не мог решить обрабатывать их или нет. Решил показать только когда прочел текст Иониной. На него они вроде "нанизались"
Спасибо,Николай! Художественно-музыкальное дополнение к теме "Парижские катакомбы".
Мусоргский посвятил одну из пьес своего цикла "Картинки с выставки", написанного под впечатлением работ художника Гартмана, картине именно с таким названием, которая сейчас находится в Русском музее.
Николай..спасибо большое! Подумалось..что ..это очень хорошая идея..иногда , даже не иногда смотреть так. И на свои проблемы в частности, посмотреть на себя, как на сборку будущих косточек..как-то сразу ценность себя сбивается как ртуть с градусника, и если только что было 40 градусов, то теперь 33 и 3..а вместе с "я" сбивается и облако боли, рассасываясь как утренний туман..Здорово, буду сюда заходить клин клином вышибать.. Снимки очень живые..что ни странно, даже казалось что кости шевелятся..
Нет , здорово..Николай, спасибо..вспомнил старую..кажется французскую поговорку..если тебе очень плохо - сходи на кладбище..если очень хорошо - туда же)) Вот и сходил..теперь мне ровно)) Только дыхание оставлю синусоидой, пока, можно? И пойду Мусоргского послушаю.. Рина , тоже спасибо за музыкальное оформление. У нас тут прямо радио-театр..и тихий разговор со смертью на шепоте - ты конечно красива, чертовка, но ..попозже, я еще не так красив как ты..
Отправлено: 17.11.09 08:55. Заголовок: Rina Alex inki, я ра..
RinaAlexinki, я рад что "пришлось". Мне случилось побывать в катакомбах дважды, с интервалом в 10 лет, и почти по приведенной inki пословице: "если тебе очень плохо - сходи на кладбище..если очень хорошо - туда же". Знакомство со Старой в определенной степени умиротворяет, если конечно оно не слишком близкое...
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет