(1929)
Силе - одна из крупнейших певиц XX века, "первая леди американской оперы".
Обозреватель журнала "Нью-Йоркер" с необычайным воодушевлением писал: "Если бы я
рекомендовал туристам достопримечательности Нью-Йорка, я бы поставил Беверли
Силе в партии Манон на самом первом месте, значительно выше статуи Свободы и
Эмпайр стейт билдинг". Голос Силе отличала необыкновенная легкость, а вместе с
тем покоряющее слушателей обаяние, сценический талант и очаровательная
внешность.
Описывая ее внешность, критик нашел такие слова: "У нее карие глаза, славянский
'\ овал лица, вздернутый нос, полные губы, прекрасный цвет кожи и очаровательная
улыбка. Но главное в ее внешности - тонкая талия, что
является большим преимуществом для оперной актрисы. Все это, вместе с огненно-
рыжими волосами, делает Силе очаровательной. Короче говоря, по оперным
стандартам она красавица".
В "славянском овале" нет ничего удивительного: мать будущей певицы - русская.
Беверли Силе (настоящее имя Белла Силвермен) родилась 25 мая 1929 года в Нью-
Йорке, в семье эмигрантов. Отец приехал в США из Румынии, а мать - из России.
Под влиянием матери и формировались музыкальные вкусы Беверли. "У моей матери, -
вспоминает Силе, - была коллекция грампластинок с записями Амелиты Галли-Курчи,
знаменитого сопрано 1920-х годов. Двадцать две арии. Каждое утро мать заводила
граммофон, ставила пластинку и потом уже шла готовить завтрак. И к семи годам я
знала наизусть все 22 арии, я выросла на этих ариях так же, как теперь дети
вырастают на телевизионных рекламах".
Не ограничиваясь домашним музицированием, Белла регулярно участвовала в детских
радиопрограммах.
В 1936 году мать привезла девочку в студию Эстелл Либлинг, концертмейстера
Галли-Курчи. С тех пор в течение тридцати пяти лет Либлинг и Силе не
расставались.
Поначалу солидный педагог Либлинг не особенно хотела заниматься подготовкой
колоратурного сопрано в столь раннем возрасте. Однако, услышав, как девочка
спела... рекламу о мыльном порошке, она согласилась приступить к занятиям. Дело
шло в головокружительном темпе. К тринадцати годам ученица подготовила 50
оперных партий! "Эстелл Либлинг меня просто ими нашпиговала", - вспоминает
артистка. Можно только удивляться, как у нее сохранился голос. Она вообще готова
была петь где угодно и сколько угодно. Беверли выступала в радиопрограмме
"Поиски талантов", в дамском клубе в фешенебельной гостинице "Уолдорф-Астория",
в ночном клубе в Нью-Йорке, в мюзиклах и опереттах различных трупп.
После окончания школы Силе был предложен ангажемент в передвижном театре.
Сначала она пела в опереттах, а в 1947 году дебютировала в Филадельфии в опере с
партией Фраскиты в "Кармен" Бизе.
Вместе с передвижными труппами она перебиралась из города в город, исполняя одну
партию за другой, успевая каким-то чудом пополнять свой репертуар. Позднее она
скажет: "Мне хотелось бы спеть все партии, написанные для сопрано". Ее норма
около 60 спектаклей в год - просто фантастика!
После десяти лет гастролей по различным городам США певица в 1955 году решила
попробовать свои силы в "Нью-Йорк сити-опера". Но и здесь она не сразу заняла
ведущее положение. Долгое время ее знали лишь по опере американского композитора
Дугласа Мора "Баллада о Бэби Доу".
Наконец в 1963 году ей доверили партию донны Анны в моцар-товском "Дон Жуане" -
и не ошиблись. Но окончательной победы пришлось ждать еще три года, до партии
Клеопатры в "Юлии Цезаре" Генделя. Тогда всем стало ясно, какой масштабный
талант пришел на сцену музыкального театра. "Беверли Силе, - пишет критик, -
исполняла сложные фиоритуры Генделя с такой техничностью, с таким безупречным
мастерством, с такой теплотой, которые редко встречаются у певиц ее типа. Помимо
этого, ее пение отличалось такой гибкостью и выразительностью, что аудитория
моментально улавливала любую перемену в настроении героини. Спектакль имел
ошеломляющий успех... Главная заслуга принадлежала Силе: заливаясь соловьем, она
соблазняла римского диктатора и держала в напряжении весь зрительный зал".
В том же году она имела огромный успех в опере Ж. Массне "Манон". Публика и
критика были в восторге, называя ее лучшей Манон со времен Джеральдины Фаррар.
В 1969 году прошло дебютное выступление Силе за границей. Знаменитый миланский
театр "Ла Скала" специально для американской
певицы возобновил постановку оперы Россини "Осада Коринфа". В э-том спектакле
Беверли пела партию Памиры. Далее Силе выступала на сценах театров Неаполя,
Лондона, Западного Берлина, Буэнос-Айреса.
Триумфы в лучших театрах мира не остановили кропотливой работы певицы, цель
которой - "все сопрановые партии". Их действительно чрезвычайно много - свыше
восьмидесяти. Силе, частности, с успехом пела Лючию в опере Доницетти "Лючия ди
Ламмермур", Эльвиру в "Пуританах" Беллини, Розину в "Севильском цирюльнике"
Россини, Шемаханскую царицу в "Золотом петушке" Римского-Корсако-ва, Виолетту в
"Травиате" Верди, Дафну в опере Р. Штрауса.
Артистка, обладающая поразительной интуицией, вместе с тем и вдумчивый аналитик.
"Вначале я изучаю либретто, работаю над ним со всех сторон, - говорит певица. -
Если, например, мне попадается итальянское слово с несколько иным, чем в
словаре, значением, я начинаю докапываться до его подлинного смысла, а в
либретто часто встречаешься с такими вещами... Я не хочу просто щеголять своей
вокальной техникой. В первую очередь меня интересует сам образ... Я прибегаю к
украшениям лишь после того, как получаю полное представление о роли. Я никогда
не использую орнаментики, которая не соответствует персонажу. Все мои украшения
в "Лючии", например, способствуют драматизации образа".
И при всем том Силе считает себя эмоциональной, а не интеллектуальной певицей:
"Я старалась руководствоваться желанием публики. Я изо всех сил стремилась
угождать ей. Каждый спектакль был для меня каким-то критическим анализом. Если я
обрела себя в искусстве, то только потому, что научилась управлять своими
чувствами".
В юбилейный для себя 1979 год Силе приняла решение уйти с оперной сцены. Уже в
следующем году она возглавила театр "Нью-Йорк сити-опера".
http://www.vocalists.ru/index/0-65